Трезвеннические бунты

Трезвеннические бунтыПривет всем! Сегодня предлагаю к прочтению главу из книги саратовского краеведа и члена Союза писателей России Вардугина Владимира Ильича, которая называется: «Ты меня уважаешь?».

Как ясно из названия, речь пойдет об употреблении алкоголе, а точнее о «неупотреблении» и нежелании пить горькую.. «Как это?»  с удивлением спросите вы.

А так.. потому в книге рассказывается о самой настоящей войне! Войне за право… не пить!

Удивлены еще больше?! Тогда усаживайтесь удобней, чтобы не упасть со стула, и приготовьтесь читать:

***Об этой войне умалчивают учебники…

Хотя, то была самая настоящая война: с орудийными залпами, погибшими и пленными, с победителями и побежденными, с судилищем над поверженным, празднованием одержавшими победу и получившими контрибуцию (возмещение убытков, связанных с войной). Баталии той неизвестной школьникам войны разворачивались на территории 12 губерний Российской Империи (от Ковенской на западе до Саратовской на востоке) в 1858 — 1860 годах.

Эту войну историки чаще называют «ТРЕЗВЕННИЧЕСКИМИ БУНТАМИ», потому, что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом. Почему они это делали?

Потому, что не хотели, чтобы за счет их здоровья наживались откупщики — те 146 человек, в чьи карманы стекались деньги от продажи спиртного со всей России. Водку откупщики буквально навязывали; если кто не хотел пить, ему все равно приходилось платить за нее: такие тогда установились правила…

В те годы в нашей стране существовала практика: каждый мужчина приписывался к определенному кабаку, а если он не выпивал своей «нормы» и сумма от продажи спиртного оказывалась недостаточной, то недобранные деньги кабатчики взимали с дворов местности, подвластной кабаку.

Тех же, кто не желал или не мог платить, секли кнутом в назидание другим.

Виноторговцы, войдя во вкус, взвинчивали цены: к 1858 году ведро сивухи вместо трех рублей стали продавать по десять. В конце концов, крестьянам надоело кормить дармоедов, и они, не сговариваясь, стали бойкотировать торговцев вином.

Крестьяне отвернулись от кабака не столько из-за жадности, сколько из-за принципа: трудолюбивые, работящие хозяева видели, как их односельчане один за другим пополняют ряды горьких пьяниц, которым уже ничего, кроме выпивки, не мило.

Страдали жены, дети, и чтобы прекратить расползание пьянства среди сельчан, на сходах общины всем миром решали: В НАШЕМ СЕЛЕ НИКТО НЕ ПЬЕТ!

Что оставалось делать виноторговцам? Они сбавили цену. Рабочий люд не откликнулся на «доброту».

Шинкари, чтобы сбить трезвеннические настроения, объявили о безоплатной раздаче водки. И на это люди не клюнули, ответив твердым: «НЕ ПЬЕМ!»

К примеру, в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного. Ко всем кабакам в Балашове приставили караул от народа для наблюдения, чтобы никто не покупал вино. Нарушивших зарок, по приговору народного суда штрафовали или же подвергали телесному наказанию.

К хлеборобам присоединились и горожане: рабочие, чиновники, дворяне. Поддержали трезвость и священники, благословлявшие прихожан на отказ от пьянства. Это уже не на шутку испугало виноделов и торговцев зельем, и они пожаловались правительству.

В марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения по своим ведомствам. Суть тех указов сводилась к запрету…ТРЕЗВОСТИ!

Местным властям предписывалось не допускать организации «обществ трезвости», а уже существующие приговоры о воздержании от вина уничтожить и впредь не допускать.

Вот тогда-то, в ответ на запрет трезвости, по России и прокатилась волна погромов. Начавшись в мае 1859 года на западе страны, в июне бунт дошел и до берегов Волги. Крестьяне громили питейные заведения в Балашовском, Аткарском, Хвалынском, Саратовском и во многих других уездах.

В Вольске. 24 июля 1859 года трехтысячная толпа разбила там винные выставки на ярмарке. Квартальные надзиратели, полицейские, мобилизовав инвалидные команды и солдат 17-й артиллерийской бригады, тщетно пытались утихомирить бунтующих.

Восставшие разоружили полицию и солдат, выпустили из тюрьмы заключенных. Только через несколько дней прибывшие из Саратова войска навели порядок, арестовав 27 человек (а всего по Вольскому и Хвалынскому уездам в тюрьму бросили 132 человека).

Всех их следственная комиссия осудила по одному только показанию кабацких сидельцев, оговоривших подсудимых в расхищении вина (громя кабаки, бунтовщики не пили вино, а выливали его на землю), не подкрепляя свои обвинения доказательствами.

Историки отмечают, что не зафиксировано ни одного случая воровства, деньги расхищали сами служащие питейных заведений, списывая пропажу на восставших.

С 24 по 26 июля по Вольскому уезду было разбито 37 питейных домов, и за каждый из них с крестьян взяли большие штрафы на восстановление кабаков.

В документах следственной комиссии сохранились фамилии осужденных борцов за трезвость: Л.Маслов и С.Хламов (крестьяне села Сосновка), М.Костюнин (с.Терса), П.Вертегов, А.Володин, М.Володин, В. Сухов (с.Донгуз).

Принимавших участие в трезвенническом движении солдат по суду велено было «лишив всех прав состояния, а нижних чинов — медалей и нашивок за безпорочную службу, у кого таковые есть, наказать шпицрутенами через 100 человек, по 5 раз, и сослать в каторжную работу на заводах на 4 года».

Всего же по России в тюрьму и на каторгу отправили 11 тысяч человек. Многие погибли от пуль: бунт усмиряли войска, получившие приказ стрелять в восставших. По всей стране шла расправа над теми, кто отважился протестовать против спаивания народа.

Судьи свирепствовали: им велели не просто наказать бунтовщиков, а покарать примерно, чтобы другим неповадно было стремиться «к трезвости без официального на то разрешения». «Власть имущие» понимали, что усмирить можно силой, а вот долго сидеть на штыках — неуютно.

Требовалось закрепить успех. Как? Правительство, подобно героям популярной кинокомедии, решило: «Кто нам мешает, тот нам и поможет». Откупную систему продажи вина отменили, вместо нее ввели акциз.

Теперь всякий желающий производить и продавать вино, мог, заплатив налог в казну, наживаться на спаивании своих сограждан. Во многих селах нашлись предатели, которые, чувствуя за спиной поддержку штыков, продолжили войну против трезвости иными «мирными» методами…***

Прочитать книгу полностью можно здесь.

Вот такие дела, друзья мои. Признаться, я и сам был немного шокирован, так как никогда и нигде об этом не читал и не слышал. Нам всегда толковали о пьянстве, как о каких-то «исторических корнях» и тому подобное, а оно оказывается вон как!

Кто и что думает? Прошу в комментарии, а я по традиции желаю всем доброй трезвости и здоровья!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(5 голосов, в среднем: 5 из 5)

Вас волнуют темы, обсуждаемые на страницах дневника и форума? Вы можете поддержать дальнейшее развитие проектов. Всем откликнувшимся - огромное Спасибо!

Принять участие

Похожие статьи из рубрики: Борьба за трезвость

Друзья, узнавайте первыми о выходе новых статей,

анонсы которых будут приходить на Вашу электронную почту!

5 комментария(-ев) к статье “Трезвеннические бунты”

  1. Таша:

    Очень интересные факты. Никогда об этом слышала. Как было бы здорово, если бы и в наше время люди так же самоотверженно защищали свое право на трезвость. Только без войн и без жертв, разумеется.

    • Alcoformer:

      Привет, Таша. А еще лучше, чтобы люди сейчас просто обходили стороной питейные заведения и вино-водочные отделы в магазинах, тратили все силы и средства на себя, любимых, и на семью, а не на борьбу с зеленым змием. Пока это все мечты ) но подвижки есть.

      • Таша:

        Да, это, пожалуй, самый оптимальный вариант — мирный игнор алкоголя. Думаю, мы со временем к чему-то такому придем обязательно. Люди станут все больше осознанно отвергать алкоголь как идею, нездоровую совершенно, идею-вирус, и перестанут подпитывать ее жизнь. Правда, для этого нужно, чтобы сейчас уже активно работали антивирусы наподобие твоего Дневника. То бишь не нужно недооценивать свой «скромный» вклад в это дело. Капля по капле, мало-помалу, и не заметишь, как изменился весь мир. Фу ты, двусмысленно как получилось)) Но я имела в виду только трезвость, и более ничего! Только она и способна творить чудеса! А алкоголь лишь уродует жизнь.

        • Alcoformer:

          Да все правильно ты, Таша, говоришь. Если каждый из нас начнет с себя, то мир обязательно изменится, только вот хочется этого как можно скорей, чтобы не получилось как в том стихе: «жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне ни тебе»))

          • Таша:

            Ну, возраст у нас не такой уж великий, успеем еще лицезреть немало прекрасных вещей. Пусть не тотального преображения мира, а только его зачинания, но все же. К тому же, не знаю как ты, а я очень даже подозреваю нас человеков в способности перевоплощаться, то бишь так называемой реинкарнации. И в этой связи намерена, как минимум, раз еще после смерти воплотиться на Землю))

Поделитесь своими мыслями

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», Вы принимаете пользовательское соглашение и подтверждаете, что ознакомлены и согласны с политикой конфиденциальности этого сайта.